Стерлитамак участвует в проекте «Театральная Россия»
Стерлитамак участвует в проекте «Театральная Россия»
Предложение посмотреть спектакль в кинотеатре сейчас воспринимается скептически. Зачем куда-то идти, если почти любые театральные постановки можно посмотреть в дома на YouTube YouTube YouTube? Конечно, в этом случае теряется уникальная атмосфера «живого» восприятия. Ведь каждый спектакль уникален. Эмоциональная связь актёров с залом каждый раз меняется. К сожалению, не все могут поехать в Москву или Санкт-Петербург, чтобы насладиться игрой столичных артистов. Именно для страстных театралов российской глубинки был запущен культурно-социальный проект «Театральная Россия». И теперь даже далеко от Москвы благодаря современным технологиям (в режиме on line ) можно посмотреть трансляции спектаклей знаменитых московских и питерских театров на киноэкранах в родном городе. Надо сказать, что это ещё и очень удобно: таким зрителям доступны крупные планы.
Через два года с начала реализации проекта к нему присоединился и Стерлитамак. На днях в девять часов вечера любители русской классики посмотрели спектакль в двух действиях легендарного Московского академического театра им. Маяковского «Мёртвые души».
Чтобы создать иллюзию полного присутствия, камера вывела зрителей из стен кинотеатра на московскую улицу ко входу в знаменитую «Маяковку». Далее через фойе стерлитамакские театралы попали в зрительный зал, где рассаживалась по местам московская публика. Наконец, под аплодисменты занавес поднялся, представление началось.
ЗНАКОМЫЕ ВСЁ ЛИЦА!
Классические истории хороши своей непреходящей актуальностью. А история, как мы знаем, развивается по спирали. Вероятно, при создании этой постановки режиссёр Сергей Арцибашев руководствовался этим принципом. Так появился классический, но живой и современно звучащий спектакль.
Кажется, что персонажи, которые увидел зритель, шагнули на сцену из нашей жизни. Смотришь на Коробочку, убеждённо утверждающую, что мёртвые души могут пригодиться ей в хозяйстве, а вспоминаешь современных «блондинок», которые не хотят отдыхать на Атлантиде из-за её «сурового» климата. Недалёкость Настасьи Петровны, как и современных светских львиц, сочетается с бульдожьей хваткой в отношении денег и невероятной болтливостью. Коробочка в спектакле — весьма «продвинутый» персонаж. Её подпись «короб.точка.ру» вызывает смех в зале.
Не менее остро реагируют зрители на Ноздрёва. Балагур и «свой в доску» парень сыплет шутками и изображает радушие. На самом деле он интересуется лишь собственным удовольствием, азартными играми и собаками. Разоблачение им Чичикова выглядит не менее мерзко, чем поступки самого главного героя. Думается, с таким характером Ноздрёв просто идеально вписался бы в компанию современных прожигателей жизни.
Плюшкин же — вообще вечный персонаж. В спектакле его гениально сыграл И.Костолевский. В этой канонической «Бабе- Яге» сложно узнать красавца-актёра. Шамкающий беззубый рот, трясущиеся руки, сгорбленная спина и как финальный штрих — ужасные лохмотья вместо одежды. От таких плюшкиных, устроивших из своих квартир филиалы помоек, мучаются их соседи.
На фоне этих ярких героев, олицетворяющих собой самые разные пороки, Чичиков выглядит довольно блёкло. Это бесталанный аферист, который откровенно говорит о себе: «Честно не скопил, а пожить хочется». Эта фраза Павла Ивановича звучит как девиз современных мошенников всех мастей.
НЕ ИГРОЙ ЕДИНОЙ ЖИВ СПЕКТАКЛЬ
Собираясь на классический спектакль, зрители ожидают увидеть традиционные костюмы и декорации. Поэтому стоящие на сцене огромные вращающиеся полусферы изначально вызывают недоумение. По мере развития действия зрители оценили задумку художника-постановщика по достоинству. Декорации помогают сфокусироваться на идеях режиссёра, подчёркивают их.
Так, например, из стены появляются выстроившиеся лесенкой ладони слуг народа. Каждая из них жестами, понятными всем, намекает на деньги. Эти чиновничьи конечности олицетворяют собой неповоротливую бюрократическую машину, движение которой могут придать только взятки – проблема, актуальная и в сегодняшней, и в гоголевской России.
В ЧЕМ СИЛА, БРАТ?
Насыщенные особым смыслом декорации в спектакле – не самое главное. Они – лишь фон, выгодно оттеняющий режиссёрское видение поэмы Н.В.Гоголя.
Весь спектакль у Арцибашева построен на контрастах. Яркие костюмы первого акта сменяются чёрно-белыми во втором. Бешеное развитие сюжета, постоянно меняющиеся сцены, гротескная весёлость до антракта перерождаются в неторопливую вдумчивость после него. Всё это ненавязчиво готовит зрителей к основной идее спектакля, озвученной устами героев пьесы в самом её конце.
Муразов пытается перетянуть польстившегося на лёгкую наживу Чичикова на светлую сторону, говоря о могуществе правды. Как не вспомнить в этой связи героя нашего времени из фильма «Брат»: «Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда – тот и сильней».
Генерал-губернатор борется не столько за Чичикова, сколько за спасение страны от самих россиян, разрушающих её изнутри. Их усилия принесли свои плоды. В заключительной сцене спектакля раскаявшийся Чичиков говорит не об очередной авантюре, а о своей бессмертной душе, вселяя надежду, что ещё не всё потеряно как для России, так и для самого героя.
И вот уже раздаются благодарные аплодисменты московских зрителей в унисон со стерлитамакскими: мы понимаем, что артисты нас не слышат, но не можем не отблагодарить актёров за чудесную игру. Для настоящего искусства расстояние — не помеха.
Ольга КИСЕЛЁВА