Стерлитамакская картинная галерея приглашает на открытие персональной выставки Адии Хабибулловны Ситдиковой

19 января 2022 года в 17.00 часов Стерлитамакская картинная галерея приглашает вас на открытие персональной выставки народного художника Башкирской АССР, лауреата Государственной премии РБ им. Салавата Юлаева Адии Хабибулловны Ситдиковой (1913-2000) из собрания БГХМ им. М. В. Нестерова.

В 1960-х годах в связи с развитием общественно-значимой картины героико-романтического характера художники с особым, неподдельным интересом погружались в «бытовую сферу», искали мотивы личностного соприкосновения с вещами и средой, окружающей человека в жизни. Изображения деревенских интерьеров, натюрмортов так же, как и пейзаж, приобретают статус самостоятельных жанров. Национальные живописные школы, и, в частности, башкирская, отличались созданием интерьеров и натюрмортов, передающих яркий национальный колорит народного быта. А. Тюлькин, А. Платонов, А. Ситдикова, С. Литвинов в своих произведениях раскрывают праздничный мир, отчего у зрителя зарождалось переживание радостной, счастливой полноты бытия. При этом живопись приобретает ярко выраженный декоративный, «народный» характер.
Своеобразный «примитивный» язык натюрмортов Адии Хабибулловны Ситдиковой (1913-2000) наиболее красноречиво раскрывает эту тенденцию, возникшую в советском башкирском искусстве. Необычайно интересен тот факт, что у художницы отсутствует специальное образование.

Родник, питающий творчество многих живописцев республики, в том числе и Адии Хабибулловны Ситдиковой — фольклор. Праздничная палитра их полотен была рождена общим оптимистическим пафосом искусства тех лет. Но в большей степени источник жизнеутверждающего характера их произведений — народное творчество. Башкирские натюрморты и интерьеры Адии Ситдиковой завораживают экспрессией цвета, удивительной композиционной найденностью, где каждый предмет обретает самоценность.
В натюрморте Адии Хабибулловны Ситдиковой тема изображения гармонично сочетается с цветовидением художницы и линеарно-композиционным ее выражением. Все это являет в ее полотнах только радость: радость бытия, праздник жизни. С одной стороны, Адия Ситдикова пишет о мире, знакомом ей с детства, но с другой стороны, он корнями своими уходит в незапамятные времена, наполнен языческими символами мироздания. Народный деревенский быт, дошедший из глубин истории и запечатленный в цветных линиях орнаментальных знаков на полотнищах, на дереве, на металле, являет в картинах Ситдиковой необыкновенно светлую радость. Поэтому так естественно светла и радостна христианская пасха в натюрморте, который так и называется «Пасха», жестовский поднос с золотистым башкирским медом и кадками в натюрморте «Аромат меда», экзотические фрукты на национальных скатертях и полотенцах.

Радость разлита в цвете, как говорят, богом данном, красочном чутье, цветовидении художницы. Как в народном творчестве соединены в едином узоре красный, синий, зеленый, желтый, так и в картинах Ситдиковой они сливаются в гармоничную симфонию праздника. Это могут быть алые ковры, занавески с деликатными вкраплениями зеленого и желтого орнамента и всплесками раскинутых по красному белых салфеток, как в картине «Накануне золотой свадьбы». Это могут быть голубые подушки на лиловом ковре с краснотканными полотенцами рядом, как в работе «Голубые подушки», или голубая белизна покрывал и занавесей с пробивающимся между ними красным ковром в картине «Сон». И везде в работах художницы раскидывает свои белые крылья покрывало или полотенце, пеленка ребенка или скатерть праздничного стола. Белый не только цвет в картинах Ситдиковой, но это свет, излучаемый предметами, вещами, созданными творческими прикосновениями души человека. Он и является тем объединяющим началом в натюрмортах, где соединены, как в народном искусстве, все цвета радуги. Праздничная торжественность, с которой все эти простые предметы народного быта перед нами предстают, коренится в сознании их необходимости как постоянных спутников человека, неизменно прекрасных земных благ.

Мероприятия проводятся с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований.