Информация о выставке

С 6 сентября в Стерлитамакской картинной галерее-филиале ГБУКиИ РБ БГХМ им. М. В. Нестерова начнет работать выставка «МАРАТ МАРИН. Живопись. СТЕЛЛА МАРКОВА. Текстиль».

МАРАТ МАРИН. ЖИВОПИСЬ
Марат Марин — художник-эстет, художник-интеллектуал. Автор портретов, натюрмортов, пейзажей и архитектурно-фигуративных композиций, он предлагает зрителю окунуться в красивый, эстетизированный мир его фантазий, в которых синтезированы культурологические апелляции к далёким историческим эпохам — галантному веку великих французских королей и неизвестных философов. Во всём — авторская ностальгия по абсолютной красоте и гуманистическим образам прошлого. Оттуда, из прошлого, и тяготение Марина к левкасу: он знает все его технические тонкости и использует сегодня практически во всех своих произведениях, в том числе и в уже отмеченных зрителями на выставках портретах Андрея Тарковского, Александра Вертинского и Николая Гумилёва.
Натюрморты апеллируют к симметричным и упорядоченным ранним голландским натюрмортам, где каждый предмет красив и самодостаточен как в пространстве композиции, так и на плоскости столешницы. Все вместе эти натюрморты создают миражный и изысканный мир таинственности и красоты. Используемый в большинстве натюрмортов в качестве фона пейзажный мотив (как правило, зимний, по-фридриховски пронзительный, ностальгический) своей снежной белизной и отточенной графичностью подчёркивает физические достоинства предметных и природных форм — прозрачность стекла, тяжесть бронзы, хрустящую чистоту скатертей и салфеток, спелость груш, гранатов и вишен, праздничность красного вина. «Усилителем» авторской ностальгии по абсолютной красоте, апологетом её хрупкости и недолговечности звучит маленькая птичка (снегирь?), «порхающая» из одного маринского натюрморта в другой, а иногда садящаяся на роскошную причёску дамы. Благородство колористических соотношений и отточенность линеарного ритма подчёркивают эту композиционную уравновешенность.
Той же ностальгией по идеальной красоте продиктована и эстетическая красота имперсональных по своей сути портретных образов Марина. Но они больше, чем портреты. Это образы-эпохи, апеллирующие к давно минувшему, почти забытому. Своим «историзмом» они родственны его же архитектурно-фигуративным композициям, где главными героями становятся нереальные, загадочные города с домами-скалами, увенчанными жирафами, птицами, деревьями и с живущими в них дамами и кавалерами или идиллические картины русской природы венециановской поры.
Думается, большую роль в утверждении изначальной образно-тематической направленности искусства Марина сыграла и его творческая командировка в Италию, которую он предпринял в 2004 году совместно с Сергеем Борисовичем Красновым. Её результатом стали (а в некоторых случаях продолжились) такие концептуальные для него произведения, как «Город жирафов», «Загадка», «Утренняя песнь», «Пташка Рима», «Хозяйка», «Бесконечные арабески», «Утренняя декорация», «Вселенский мотив».
Искусство Марата Марина откровенно индивидуально. Созданный им мир — это мир красивых, гармоничных гуманистических образов, призывающих к добру, активной работе души, культуре памяти. Стилистически живопись Марата Марина классифицируется как метафизический реализм: реальные образы в ней всегда нереальны, зримые — призрачны, но всегда прекрасны.

Светлана Игнатенко, заместитель директора БГХМ им. М.В. Нестерова по научной работе, автор идеи и экспозиции выставки

СТЕЛЛА МАРКОВА. ТЕКСТИЛЬ
Известно, что лоскутное шитьё возникло в Древнем Египте, но его подлинной родиной стала Англия. В ХVI веке из Индии в Англию привозили прекрасные хлопчатобумажные ткани. Остатками от кроя бесценного индийского ситца англичанки стали украшать одежду, собирая лоскутки в единое полотно и дав этой технике название «печворк» (patch — лоскуток, work — работа). Из Англии печворк перекочевал в другие страны Европы и в Америку, где получил название «квилтинг» — от слова «квилт», что в переводе с английского — трёхслойное стёганое одеяло. То есть в отличие от печворка, квилт всегда имеет три слоя, простёгивается вручную и сразу начисто. Что касается России, то лоскутное шитьё начало развиваться здесь только с середины ХIХ века, но сразу завоевало популярность: лоскутные одеяла, как и другие вещицы из лоскутов, стали предметами не только утилитарного назначения, но и одними из главных элементов убранства крестьянского дома. Красивые и тёплые, своей праздничностью они были неотрывны от древнеславянского чувства вселенской гармонии.
Эта информация чрезвычайно важна, поскольку позволяет оценить искусство Марковой как в контексте её личных творческих достижений, так и в контексте достижений художественного текстиля Башкортостана. Напомним: реализующийся с 1996 года в Уфе Республиканский выставочный проект «Декоративно-прикладное искусство Башкортостана» показывает, что художественный текстиль сегодня — один из самых активно развивающихся видов декоративно-прикладного искусства республики, и «виной» всему — лоскутный бум, буквально захлестнувший в последние два десятка лет и Россию, и Башкирию. Всероссийские фестивали «Лоскутная мозаика России», международные и зарубежные конкурсы по лоскутному шитью, республиканские фестивали «Корама-туй» играют в этом процессе основополагающую роль.
Среди многообразия текстильных техник в Башкортостане особо выделяется интерес текстильщиц к техникам лоскутного шитья и квилтинга. Что касается квилтинга, то этот интерес (а Маркова здесь — один из бесспорных лидеров) объясняется ещё и стёжкой, которая, будучи активно выявленной на поверхности, придаёт квилтам дополнительную декоративность и плотность, что и позволяет им располагаться на стене по принципу декоративного панно.
Но квилты Марковой — это и панно, и «картины»: натянутые на подрамник, они производят эффект живописности, чем и определяется их доминирующее расположение в интерьере. В то же время рисунки Стеллиных квилтов тяготеют к традиционному лоскутному шитью: это лоскутки с цветочным и геометрическим орнаментами, композиции выстроены чётко, почти конструктивно и звучат символически. В этом синтезе — ещё одна суть текстильных новаций Марковой: кажется, что она вдыхает в «американские» квилты аромат исконно русского лоскута, напрямую апеллирующего к декоративному убранству крестьянской избы. Неслучайно, что в 2007 году именно Стелла стала единственным экспонентом от Башкортостана, представлявшим нашу республику на I Русском фестивале лоскутного шитья в Канаде. Для тех же, кто не знает, скажем: в арсенале Марковой, дебютировавшей в текстиле ещё в 1998 году, присутствуют все текстильные техники и все мотивы — предметные, фигуративные, символические. А ещё Стелла — человек неуёмной фантазии и неисчерпаемого энтузиазма. С её именем связаны первые вояжи прикладников Башкортостана в Москву для участия в престижных выставочных проектах, инициация текстильных мастер-классов, привлечение к искусству текстиля молодых художников, выставки в Уфе и других городах Башкортостана. Желание Марковой поделиться с коллегами своими наработками привели её в 1998 году к созданию Творческого женского клуба Республики Башкортостан, а в 2010-м — творческого объединения «Студия художественного текстиля “Кускар”», который предоставляет самые благоприятные условия для совместного (коллективного!) творчества. А сегодня в статусе члена правления Союза художников Башкортостана, отвечающего за развитие и популяризацию декоративно-прикладного искусства республики, Стелла придумывает и реализует невероятные по красоте и значению выставочные проекты. И всякий раз это не просто выставки, а настоящие текстильные фестивали: в их программах — и мастер-классы, и лекции, и конференции, и столь любимые зрителями творческие встречи с ведущими текстильщицами Башкортостана. Интерес женщин Уфы к художественному текстилю, к лоскутному шитью и квилтингу настолько высок, что в студии «Кускар» даже родилось специальное подразделение — квилт-студия Стеллы Марковой.

Светлана Игнатенко, заместитель директора БГХМ им. М.В. Нестерова по научной работе, куратор Республиканского выставочного проекта «Декоративно-прикладное искусство Башкортостана», автор идеи и экспозиции выставки