О синтезе жанров и расщеплённом сознании
Почему люди так любят страшное кино? Я, например, с удовольствием снова и снова пересматриваю «Молчание ягнят», «Сияние» и «Коллекционера», хотя заранее знаю, что после такого рода ретро долго не смогу заснуть. Есть в триллерах нечто странное, завораживающее сознание и леденящее душу, и, тем не менее, безумно притягательное. Может, они адресованы тёмной стороне нашей личности и потому находят в нас такой сильный эмоциональный отклик?
Психологический триллер «Сплит» режиссёра М.Найт Шьямалана, автора нашумевших «Шестого Чувства» и «Неуязвимого», интересен хотя бы потому, что представляет собой неожиданный коктейль из ужастика, драмы и комедии. Во время сеанса испытываешь самые разные чувства – от мороза по коже и внезапных приступов сентиментальности до нестерпимого желания засмеяться. Что, впрочем, не избавляет от приступов вечернего страха: в фильме превалирует тяжёлая, мрачная атмосфера, долго не отпускающая тебя после просмотра.
Молодой мужчина по имени Кевин, страдающий множественным расстройством личности, – жертва собственной матери, сломавшей его психику ещё в раннем детстве. В итоге в Кевине живут 23 разные личности, попеременно одерживающие верх одна над другой. Правда, в сюжете мы воочию наблюдаем не более пяти таких превращений, но и этого оказывается достаточно, чтобы волосы на голове зрителя встали дыбом.
Исполнитель роли Кевина Джеймс Макэвой в несколько секунд виртуозно перевоплощается из креативного доброжелательного дизайнера Барри в сильного лидера Орды (так сам герой именует сонм обитающих в нём личностей) Денниса, а из повёрнутой на вере Патриции в девятилетнего мальчугана Хедвига. Травма, перенесённая в детстве, расширяет возможности человеческого мозга: в каждой из своих 23-х ипостасей герой настолько органичен и неповторим, что, кажется, всякий раз мгновенно меняется не только психофизика Кевина, но и вся его биохимия. Наблюдать за конвульсивным сокращением мышц и изменением взгляда на его лице и страшно, и любопытно.
По ходу фильма ловишь себя на мысли, что постепенно начинаешь сочувствовать главному герою, которого буквально раздирают внутренние противоречия и борьба с самим собой. Но не тут-то было! Даже проницательная доктор Флетчер (актриса Бэтти Бакли), много лет наблюдавшая Кевина и державшая его сущности под контролем, в конце концов терпит фиаско. Вместо выдающегося человека с безграничными психическими возможностями на арену активных действий выбирается Зверь. Он одержим выведенной им же теорией: для эволюции полезен только тот, кто по-настоящему страдал и испытывал боль. Остальных – в расход. В том числе – и саму участливую и ироничную Флетчер, которая, спохватившись, тщетно пытается предотвратить трагедию.
Избрав для приведения в исполнение своего плана трёх девушек, Кевин невольно делает ошибку – в компанию счастливых и беззаботных подружек случайно попадает «трудный подросток» Кейси (её роль исполняет Аня Тейлор-Джой), судьба которой не даёт многоликому похитителю до конца реализовать свою страшную миссию. Кейси вовсе не так наивна и неопытна, чтобы стать жертвой Зверя. Во флешбэках постепенно раскрывается тайна этой девушки с удивительными глазами, в которых светится не только страх, но и знание изнанки жизни, в какой-то степени вооружающей её против зла и насилия.
Мелодраматический сюжет этой одновременно забавной и жуткой киноистории о расщеплённом сознании и превращении психически нездорового человека в монстра, по большому счёту, не нов. Как не новы и отнюдь не бесспорны рассуждения об очищении личности через боль и страдания.
Внутренняя борьба главного героя с внешним миром, с одной стороны, и со своими сущностями, с другой, в финале приводит к неожиданной развязке. Несколько сумбурная, она, тем не менее, интригует появлением в последних кадрах Брюса Уиллиса. Возможно, второй фильм с его участием сможет пролить свет на события, связанные с членами Орды, для которых не нашлось места в первой картине Шьямалана.
Марина ВОРОНОВА